Непрерывное социальное образование – требования современности Е.И. Холостова


Е.И. Холостова, профессор, д.и.н., директор Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы


Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Совсем недавно мы с вами стояли перед новой, совсем незнакомой задачей – создание учебных программ, учебников и пособий, разработка теоретических основ нового для нашей страны вида деятельности – социальной работы. Времени для разбега, предварительной подготовки не было, и эти два процесса развивались параллельно – социальная работа как совокупность профессиональных практик в тысячах вновь создаваемых социальных служб и социальная работа как направление учебной подготовки высшего образования и отрасль социальных наук.

Это было время, когда теория социальной работы непосредственно воплощалась в учебниках и монографиях – без предварительного экспертного дискурса, без обсуждения в научных журналах (которые практически все были созданы позже). Потребности учебно-педагогического и научно-методического сопровождения практики обусловливали своего рода период «бури и натиска», когда формировались основные направления и подходы к теоретическому осмыслению социальной работы.

Мы все вместе напряженно и творчески трудились более 25 лет. И сегодня социальная работа – это развернутый социальный институт, включающий в себя и профессиональную деятельность, и систему подготовки и переподготовки кадров, и научные школы, и профессиональные сообщества и профессиональные издания, и многое другие необходимые компоненты.

Мы понимаем, что социальная работа – больше, чем профессия. Она сродни профессии врача. Врач лечит лекарствами и операциями, а социальный работник должен помогать своими методами. Социальная работа сродни профессии учителя, она также не терпит фальши. Ее главный принцип – не навреди.

С внедрением профессиональных стандартов социальная работа наконец уходит от общего уровня подготовки – к профильной деятельности, к узкой специализации работы с различными категориями населения.

Мы прекрасно понимаем, что социального работника невозможно подготовить только в аудитории, это практико-ориентированная профессия. Поскольку практика не стоит на месте, постоянно совершенствуется, что отражается в трудовых функциях социального работника.

Что же нужно делать для того, чтобы наши вузы готовили специалистов современного уровня?

    Здесь нужно решать несколько задач:
  1. Подбор и переобучение преподавателей, которые должны владеть современными практиками социального обслуживания и давать инструментарий для современного специалиста;
  2. Укрепление материальной базы – создание лабораторий, отделений, позволяющих студенту проходить практику непосредственно в зданиях вуза. Формировать базовые опорные экспериментальные площадки на договорных основах с учреждениями социального обслуживания населения.
  3. Поиск абитуриентов, мотивированных на профессию, которые действительно понимают, какую профессию они выбирают, с чем она связана, с какими рисками и трудностями и были бы готовы к этой работе;
  4. Повышение престижа и имиджа социальной работы в обществе, понимание того, что ее цель сегодня — переход от доставки продуктов к решению более серьёзных проблем: содействие социальной стабильности общества, снятию социальной напряженности, формированию социальной сплоченности и т.д.

И сегодня мы в поиске, видим новые цивилизационное вызовы, которые должны быть осмыслены и отражены в подготовке и особенно переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров. Объективные процессы, включающие в себя демографическое старение, с одной стороны, прорывные качественные изменения, порождаемые развитием информационных технологий – с другой стороны, обусловливают грядущие серьезные изменения социального порядка, образа жизни людей, что, несомненно сказывается и на содержании и порядке социального обслуживания.

Очередная технологическая революция должна привести к значительному высвобождению рабочей силы из сферы так называемой реальной экономики (включая промышленность, транспорт, сельское хозяйство).

По прогнозам, должно значительно уменьшиться число работающих на среднем уровне в сфере управления (единообразные, стандартизированные действия и процедуры во все большей степени будут смещаться в зону электронных услуг, цифровых технологий).

    Но будет быстро расширяться сектор занятости по удовлетворению индивидуализированных социальных потребностей разных слоев населения, в том числе:
  • пожилых людей (социальное облуживание, организация досуга, персонифицированная медицина, программ активного долголетия, развитие служб социального сопровождения лиц старшего поколения 80+, университеты серебряного возраста);
  • инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Все это показывает, что для профессии Социальная работа важен принцип «Образование через всю жизнь».

В системе современных понятий, описывающих требования к современному социуму, все чаще употребляется выражение human security (Хуман секьюрити), не просто безопасность человека, а безопасность человеческого бытия. Эта концепция включает в себя право человека на достойную жизнь, улучшение качества жизни каждого человека, повышение эффективности использования человеческого капитала. Ученые сегодня предлагают оценивать степень развитости обществ не по уровню ВВП, а по комфортности жизни людей.

Поэтому сфера социальных услуг будет неизбежно активно расширяться, будет возрастать ее социальная значимость и технологическая насыщенность. Практика доказывает, что даже лучшего профессионального образования хватит на 5, максимум – на 8 лет. Соответственно непрерывное обучение направленное на повышение профессионализма ее кадров имеет основополагающее значение.

В связи с данным подходом определяются необходимые сроки повышения квалификации, подтверждающие квалификационный уровень специалиста не реже одного раза в 3 года, что естественно вызывает необходимость развития и совершенствования системы дополнительного профессионального образования. (Например, в Сингапуре дается дополнительный отпуск и премия – на повышение квалификации, а в Финляндии каждый год выделяется 3 дня на бесплатное повышение квалификации).

Исследования экономической эффективности профессиональной переподготовки и повышения квалификации в нашей сфере показывают, что 1 рубль, вложенный в дополнительное образование, при передаче социального обслуживания на АУТСТАФФИНГ (комплекс мер на использование персонала вне штата), дает до 80% прибыли. В то время, как в стандартной ситуации эффективность составляет до 17%.

    Какова зона рисков для социального работника? В условиях роста конкуренции, связанной с повышением престижа профессии и оплаты труда социальных работников, (в Москве она составляет более 70 тыс. руб.) вопросы подготовки, переподготовки и повышение квалификации стали особо актуальны. Современное социальное обслуживание предъявляет все более жесткие требования к профессиональным качествам сотрудников:
  1. Востребованы кадры, способные конкурировать в условиях рыночных отношений;
  2. Обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идет объективный процесс отторжения кадров с низкими профессиональными качествами;
  3. Профессиональное образование и квалификация в личностном плане становятся для социального работника, специалиста гарантией его социального благополучия и условиям его конкурентоспособности на рынке труда. Социальный работник должен видеть зону риска и понимать, каких знаний и компетенций ему не хватает, какое дополнительное образование ему необходимо.

Предназначение дополнительного профессионального образования, с одной стороны, состоит в минимизации рисков, в компенсации объективных недостатков и упущений предшествующей профессиональной подготовки, а с другой стороны – в пополнении или интеграции знаний в связи с новыми достижениями науки и техники, современными требованиями к профессиям.

Реальная профессиональная действительность требует от специалиста знание современных технологий и практик, нацеленных на результат.

От модели, которую можно назвать «обучение, ведомое практикой», акцент сделан на потребностях студентов как будущих профессионалов в изучении базовых проблем практики социальной работы. Такой подход к образованию изменил, прежде всего, теоретическую подготовку студентов. Модель основывается на принципах проблемно-ориентированного обучения и представляет собой аналог того, что в некоторых странах обозначают как «изучение случая» («case study») в социальной работе.

Следующая образовательная модель основана на развитии компетентности. При организации обучения в рамках данной модели основное внимание фокусируется на развитии у студента компетентности, под которой понимаются определённые знания, навыки и ценностные установки, необходимые для решения профессиональных задач в области социальной работы.

Специалисты социальной работы предназначены для обеспечения работы многопрофильной системы социальных служб.

Система дополнительного профессионального образования, как любая система, должна обладать рядом характеристик: целеустремленностью (способностью системы ставить цели и достигать их); качеством (определённостью рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфическим и отличается от другого объекта); результатом (идеально созданный образ, на достижение которого направлена деятельность любых социальных систем).

Как показывает практика, непрерывное образование создает возможность постоянного роста профессионализма кадров. Его главная задача превратить знания в навыки, вооружить инструментарием социальных практик

Опыт работы нашего Института в течение 10 лет показал, как выросла мотивация социальных работников, появился интерес к инновационным технологиям, желание делать свою работу творческой, интересной. Более 60 тысяч специалистов отрасли прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку по самым разнообразным программам за 10 лет. Свыше 500 человек подготовлены в качестве кадрового резерва руководителей. Причем 60% из них уже продвинулись по карьерной лестнице.

Если в первые годы работы института обучение шло в традиционной форме (лекции, семинары, стажировки, защита выпускных работ), то сегодня – это интерактивные формы обучения: деловые игры, тренинги, мастер-классы, квесты.

Многое сделано. Но мы должны решать новые задачи, которые ставит время. В 2020 году вступит в силу Закон о независимой системе оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Задача непростая.

На наш взгляд, целесообразно формировать долгосрочные программы 3-х стороннего взаимодействия: вуза, института дополнительного образования как кадрового ресурсного центра и учреждения социального обслуживания населения.

Партнеры НОК