6 марта 2023 VII Женский конгресс «Имидж женщины в эпоху НБИК-технологий: социальная политика, наука и практика»


6 марта 2023 года в Общественной палате РФ состоялся VII Женский конгресс «Имидж женщины в эпоху НБИК-технологий: социальная политика, наука и практика», в котором приняла участие Президент НОК «Российская семья» Г.И. Климантова. Галина Ивановна рассказала об особенностях реализации Национальной Стратегии в интересах женщин в современный период. Тезисы её выступления представлены ниже.

2 мая вступил в действие план мероприятий по реализации в 2023-2026 года I этапа Национальной Стратегии в интересах женщин. Это вторая Стратегия, в 2022 году завершилось действие этого документа на 2017-2022 годы. Это основополагающий документ, который определяет основные направления государственной политики на среднесрочный период.

Каковы же особенности реализации плана сегодня в России?

Надо иметь ввиду, что женщин в стране 54% (а не половина населения из 145,6 млн), это самая феминизированная страна в мире, значит налагает на нас неординарность:

  • женщины живут на 10 лет больше;
  • женщины оказывают колоссальное значение на воспитание детей.

В сфере образования – 83% женщин, в сфере здравоохранения и социальных услуг – 80%. Цифры свидетельствуют о том, что эти работающие женщины, безусловно, имеют свой имидж.

Российские женщины имеют высокий уровень образования, они экономически активны, составляют почти половину всех занятых в российской экономике, при этом ориентированы на полную занятость и профессиональный, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей. Но еще одна особенность – интеллектуализация феминизированного труда.

Весьма значимо, что около 30% субъектов малого и среднего бизнеса сегодня возглавляют женщины. Это более 1 миллиона 700 тысяч бизнесов. Доля женского предпринимательства в социальной сфере достигает 90%, в сфере услуг – 58%. И женщины составляют большинство в быстрорастущем секторе креативной индустрии – это более 58%.

В новой стратегии все больше вопросов связано с тем, как усилить влияние женщин на развитие тех или иных направлений деятельности как в общественно-политической сфере, так и, собственно, в социально-экономической. И даже формулировки разделов, если обратить внимание, в этом смысле достаточно существенно изменились. Например, они теперь звучат, как повышение роли женщин в социально-экономическом развитии общества, улучшение качества их жизни, расширение участия женщин в приоритетных направлениях развития страны, включая формирование новых точек роста экономики. То есть речь идет еще в новой стратегии о дополнительных возможностях по более значимому раскрытию потенциала, которым женщины располагают, с тем, чтобы это помогло в развитии всех вопросов жизни нашего общества.

Безусловно, важен вопрос экономический. Женщины должны зарабатывать не только не меньше мужчин за равный труд (сегодня этот разрыв где-то на уровне 28%), но они, представляя большинство в социальных сферах, должны получать зарплату в соответствии со своим трудовым вкладом.

Особый раздел в плане реализации Стратегии занимают проблемы здравоохранения. Главная линия здесь – формирование у женщин ценностей здоровья и ответственного отношения к своему здоровью: сокращение употребления алкоголя, табака, рационального питания (реклама сладостей яркая!) повышение физической активности. Кстати, о наших женщинах в спорте – нет их, кроме Винер, ни в одной международной федерации. У женщин-тренеров нет персональной пенсии как, например, у балерин, артистов цирка, хотя они рано заканчивают спортивную карьеру (а болезни начинаются позже). Надо заниматься проблемами женщин-спортсменов.

Нашей собенностью, достаточно тревожной, является отток молодых людей за границу, как правило, прекрасно образованных. Это 500 тыс. молодежи детородного возраста. Чьи-то потенциальные мужья и значит, сколько молодых женщин будет обездолено? Вопрос нужно тщательно и серьезно рассматривать. Здесь нужно женское слово! В плане реализации Стратегии этому вопросу уделяется серьезное значение.

Есть в России, конечно, особенность, которую мы прекрасно понимаем, у нас часто женский бизнес — это вынужденный бизнес. И с этим тоже надо считаться. Поэтому не строим здесь иллюзий, не потому она идет часто заниматься предпринимательской деятельностью и просто интерес к ней, а потому, что ей надо кормить семью и она находит наиболее гибкие, наиболее эластичные варианты, каким образом можно это сегодня сделать. Ответ на эту проблему содержится в Плане реализации Стратегии.

Сегодня эта проблема очень сложная, мы редко ее затрагиваем самостоятельно. Россия страна, где неуклонно растет количество одиноких женщин. Проблема одиночества в России — это проблема, которую часто почему-то рассматривают только в контексте развития мегаполисов. Это ошибочная постановка вопроса. Это всеобщая сегодня проблема: и сельской местности, и городской. И вот как тут выстраивать политику, с учетом роста этого одиночества? Мы до сих пор так проблему не ставили, как самостоятельную социальную проблему для конкретного социального решения.

Практика показывает, что это надо делать. Более того, мы ожидаем в ближайшие два года усиление процента одиноких женщин в России по известным событиям военных действий. Мы получим с вами социальный остаток одиночества. Социальные инициативы Президента РФ, отраженные и плане действий о всесторонней помощи семьям участников СВО нашли отражение в плане реализации также.

И, наконец, еще одна очень важная уже политическая особенность. Это ставка наших врагов на разрушение семьи, это наш ценностный код. Дискредитировать семью, подорвать ее изнутри, противопоставить поколения. Семье и семейным ценностям также нашлось место в плане реализации.

Конечно это далеко не полный обзор того, что содержит план реализации Стратегии. Мы еще будем его обсуждать после принятия, выполнять его. Но что хотела бы особо подчеркнуть – мы, женщины, очень мало что делаем, чтобы эту Стратегию знали, руководствовались ею. Опыт 1-ой Стратегии об этом свидетельствует.

Совершенно ясно, что роль женщины в жизни общества будет усиливаться во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

На мой взгляд, какой же имидж женщины сейчас нужен? Давайте вернемся в историю. Всего лишь 130 лет тому назад женщинам не полагалось ни чинов, ни орденов. Карьера была только:

  • телеграфистки,
  • аптекарши, врача (что уже победа), повивальной бабки,
  • письмоводителя, счетовода,
  • конторщицы, контролера,
  • надзирательницы, воспитателя и учителя (Устав о службе гражданской, том III, ст. 157 в Своде законов Российской империи).

Женщинам можно было «служить при телефонах» (Устав почтовый, том XII, часть первая). Будучи повивальной бабкой, женщины должны быть благонравны, скромны и трезвы (Госсовет Российской империи 23 февраля 1898 г.)

А вот в телеграфистки принимались только вдовы и девицы. Голос должен быть «обаятельным». Число женщин-телеграфистов не могло превышать 50% в Москве и Петербурге, а за их пределами — 25% (Устав почтовый, том XII, часть первая в Своде законов Российской империи). Форма одежды — пальто из драдедама черного цвета с белыми пуговицами, с желтою по бортам и обшлагам выпушкою.

Быть адвокатом? Но был специальный Указ Правительствующего Сената от 02.02.1876. «К вопросу о женской адвокатуре». Полный запрет для женщин на эту профессию. Приведенное Высочайшее повеление вызвано было попыткой одной русской женщины, г-жи Е.О. Козьминой, практически освоившейся с юридическими вопросами в канцелярии знаменитого адвоката А.О. Кони, применить свои познания на поприще адвокатуры. Она успешно выдержала экзамены, подала жалобы, почти прорвалась через Сенат, но затем последовало вышеприведенное Высочайшее решение. Хотя признавался статус образованной женщины, но даже волостным писарем работать было нельзя, потому что женщины не научены «административной работе».

Но женщины могли быть продавцами винных лавок (Высочайшее повеление от 19 апреля 1896 г.). Но, как писала известная писательница 19 века Н.А. Лухманова, «Женщина за последний десяток лет бесспорно одержала над жизнью громадную победу. Она опростилась, сузила требования и, несмотря ни на какие препятствия, идет вперед. Слабые не выносят борьбы, им на смену идут другие, более смелые, более энергичные, и горизонт все расчищается». (Н.А. Лухманова, «Недочеты современной женщины», 1904).

И все же в России всего через 13 лет женщина первый раз стала министром. Это была А.М. Коллонтай, которая стала наркомом государственного призрения в 1917 г. Она писала в 1919 году: «Уже брезжит свет, уже намечаются новые женские типы — так называемых «холостых женщин», для которых сокровища жизни не исчерпываются любовью. В области любовных переживаний они не позволяют жизненным волнам управлять их челноком; у руля опытный кормчий — их закаленная в жизненной борьбе воля. Пусть не скоро еще станут эти женщины явлением обычным, дорога найдена, вдали заманчиво светлеет широко раскрытая заповедная дверь» (А. Коллонтай, «Новая мораль и рабочий класс», 1919).

Она была образованнейшей женщиной и ее прогнозы были вполне реальны. Мир, а с ним и наша жизнь, стремительно меняются. Мы меняемся, общество меняется, то, что было «нельзя», вдруг становится самым обычным, и наоборот.

Современная женщина- это образованная личность. Ценность духовно-нравственной личности, ценность человека — как смысл всего, что совершается нашей цивилизацией. Имидж образованной женщины в наш век очень важен и возрастает, ведь с позиций XX века – образование это базовая составляющая стратегии устойчивого состояния и развития мировой цивилизации (в мире более 1 млрд. учащихся и более 50 млн. педагогов). И, наконец, образование – это и понимание громадной значимости культурного наследия (неграмотные рушат памятники!).

Образование помогает нам преодолеть все попытки подорвать русское многонациональное самосознание, внедрить нам чувства исторической вины, лишить общество инстинкта самосохранения. Эти попытки глобализированного западного мира безуспешны — женское образование надежный заслон расчеловечиванию и путь к гармоничному развитию человеческой цивилизации.

Ведь невозможно отрицать самое главное- женщины внесли громадный вклад в рождение и создание личности человека. Личности! Это наша заслуга – заслуга женщин. И сейчас мы эту традицию с вами продолжаем. Именно женщины заложили основу культурного кода нации, который передается из поколения в поколение. Это особенность нашей великой державы, ее исторического пути, порой драматичного, но всегда победного. И то, что сегодня происходит в мире, и как мы держимся, и как мы держим этот массированный удар, говорит о стойкости и мужестве народного духа, заложенного самой историей. В этих процессах конечно же значима роль образованной женщины, что не позволит нам скатиться в дикость, и позволяет нам оптимистично смотреть в будущее, правильно определять стратегию развития мира.

Запись Конгресса можно посмотреть на сайте Общественной палаты РФ по ссылке https://www.oprf.ru/live_stream/1659

Партнеры НОК