XV Международный конгресс «Российская семья»на тему «Семья и одаренные дети: векторы современного развития российского общества», 2018 г.


РЕЗОЛЮЦИЯ

XV МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА «РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ» НА ТЕМУ «СЕМЬЯ И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ВЕКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

Участники XV Международного конгресса «Российская семья» на тему «Семья и одаренные дети: векторы современного развития российского общества» – представители государственных структур, образовательных и научных учреждений, педагогических, родительских сообществ России и стран СНГ провели разностороннее обсуждение проблем, связанных с участием семьи в создании и развитии общенациональной системы поддержки одаренных детей.

В ходе обсуждения участники Конгресса отметили, что на сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с одаренными детьми и талантливой молодёжью. Сформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой деятельности.

Важным шагом в систематизации и унификации такой работы стало утверждение в 2012 году Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которая определяет принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования – от школы и учреждений дополнительного образования до вузов. Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов в конце 2015 года подвёл промежуточные итоги реализации Концепции и принял новый, актуализированный комплекс мер на 2016-2020 годы по реализации указанной Концепции.

В стране используются различные формы поиска и поддержки талантливых детей. Одним из основных инструментов такой работы является проведение всероссийских предметных олимпиад для школьников. Сегодня олимпиады проходят по всем предметам школьной программы. Ребята, которые показали лучшие результаты на всероссийских олимпиадах, принимают участие в международных состязаниях. Сформирована и выстроена система конкурсных непредметных мероприятий – это Президентские спортивные игры и состязания, национальный чемпионат «Молодые профессионалы», Всероссийский инженерный конкурс для студентов и аспирантов технических вузов и другие мероприятия. В 2018 учебном году Министерством образования и науки Российской Федерации планируется утвердить положение о всероссийском конкурсе школьных проектов и привлечь регионы для его организации и проведения. Это позволит каждому ребёнку предложить свой проект, своё изобретение.

Важную роль в работе по воспитанию подрастающего поколения, выявлению талантливой молодёжи призвано играть Российское движение школьников, созданное в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

Значительный опыт работы с талантливыми детьми накоплен федеральными детскими центрами «Орлёнок», «Океан», «Смена», «Артек». Уникальным направлением работы с талантливыми детьми является деятельность, которая развёрнута центром «Сириус», созданным на базе олимпийской инфраструктуры Сочи.

Участниками Конгресса подчеркнуто, что интеллектуальный и творческий потенциал одаренных детей в условиях глобализации должен рассматриваться в качестве основного капитала российского общества. В связи с этим развитие полноценной национальной системы поиска, выявления, поддержки и развития одаренных детей и талантливой молодёжи является одним из важных направлений государственной политики.

Участники Конгресса считают, что огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья, в которой складываются признание ценности и поддержка образования и самосовершенствования личности; интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка; любовь к детям, вера в их большие возможности. Участники Конгресса констатируют, что на пути создания и развития общенациональной системы поддержки одаренных детей имеются серьезные препятствия, которые можно условно разделить на 4 группы:

  • Научно-методические, исходящие из множества противоречивых теоретических подходов и методов, вариативности современного образования и обусловленные разнообразием типов и видов одаренности и обусловливающие необходимость теоретического обоснования всей системы работы с одаренными детьми, технологического ее обеспечения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей одаренных детей.
  • Психолого-педагогические. Одной из ключевых проблем следует обозначить недостаточно развитую систему ранней диагностики и поддержки одарённостей. Статистика показывает, что пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям, которые, как правило, лишены необходимого для развития их талантов педагогического сопровождения и, как результат, лишь 5 процентов детского населения проявляют себя как одарённые.
  • Организационные, связанные с:
    • формированием общественного понимания необходимости проведения специальных работ с одаренными детьми и конкретной реализацией мероприятий по их развитию;
    • обеспечением межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия и координации работы госорганов, гражданского, бизнес-сообщества на различных уровнях;
    • созданием системы управления процессом сопровождения одаренных детей и талантливой молодёжи, которая позволит ей полноценно самореализоваться в различных сферах деятельности страны.
  • Кадровые, обусловленные необходимостью специальной подготовки педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях различного типа: в системе дошкольного и школьного образования (школы, гимназии, лицеи); государственного и негосударственного образования; в системе дополнительного (внешкольного) образования и т.п. В деле воспитании одаренных детей большая ответственность лежит именно на специалистах – они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Заслушав выступления основных докладчиков и обсудив все замечания, высказанные на заседаниях секций, участники Конгресса считают:

  1. Признать необходимость выстраивания отечественной системы ранней диагностики и поддержки одарённости на основе личностно-ориентированного подхода в системе образования, позволяющего специалистам образовательных организаций как можно раньше распознавать потенциал детей и помогать раскрыться их способностям в тесном взаимодействии с семьей.
  2. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации продолжить работу:
    • по развитию сети региональных образовательных организаций для работы с одарёнными детьми в тесном сотрудничестве с семьей;
    • по обеспечению психологического сопровождения семьи на всех этапах развития одаренного ребенка, включающего:
    • информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах одаренного ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы и т.п.);
    • обучение родителей способам взаимодействия с ребенком (тренинги детско-родительских отношений);
    • индивидуальные консультации и беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье;
    • по созданию на базе высших учебных заведений специальных учебно-научных центров;
    • по формированию единого национального реестра, свода банка данных именных стипендиатов, премий, грантов одарённым детям и молодёжи.
  3. Признать важность принятия мер, направленных на создание условий, чтобы у всех детей независимо от того, где они живут, независимо от того, насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности в самых разных областях. Задача государства заключается в том, чтобы создать возможности и все условия для такой самореализации настолько, насколько это возможно применительно к тому или иному региону.
  4. Необходимо разработать механизмы государственной поддержки одарённых детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и малообеспеченных семей. Разрабатывая такие механизмы, наряду с увеличением количества вовлечённых в систему дистанционного обучения представителей данных категории одаренных детей, требуется предусмотреть выплату государственных стипендий для детей; расширить сеть очных и очно-заочных и дистанционных общеобразовательных учреждений для одарённых детей.
  5. В целях совершенствования механизмов общенациональной системы поддержки одаренных детей, необходимо дальнейшее развитие образовательных организаций, которые обучают талантливых детей, между ними должен поддерживаться контакт и обмен опытом. При этом должна быть концентрация внимания на применении самых современных форм, методов и технологий обучения и воспитания. Это касается любой подготовки – и школьного, и вузовского образования.
  6. Для одаренных и талантливых детей нужны и специально подготовленные учителя, детские психологи, воспитатели и социальные педагоги, их подготовка и система повышения квалификации должна проводиться, в том числе на базе ведущих университетов.

Программа XV Международного конгресса «Российская семья»


Скачать программу XV Международного конгресса «Российская семья»

Скачать программу секции № 1 «Формирование творческой среды в семье и её влияние на потенциал развития детей»

Скачать программу секции № 2 «Национальные семейные традиции – основа воспитания одаренных детей»

Скачать программу секции № 4 «Роль государственной политики в поддержке семей с одаренными детьми»

Скачать программу секции № 5 «Институциональные особенности функционирования семьи в современном обществе: Российский и зарубежный опыт»»


Презентации участников XV Международного конгресса «Российская семья»


«Семья и одаренные дети вектор современного развития российского общества» Г.И. Климантова

«Психологические проблемы семей имеющих одаренных детей» Е.А. Петрова

«Миссия плода» М.Лазарев

«Современные подходы в работе с семьями обучающихся в учреждениях общего среднего образования» И.Л. Шушкевич

Активизация внутреннего потенциала семьи через развитие творческих способностей Т.П. Хрупалова

«Колыбельные для всей семьи» Н. Фаустова

«Одаренные дети Республики Саха (Якутия): опыт работы и проблемы» М.М. Прокопьева

«Ассоциация школьных библиотекарей русского мира» Т.Д. Жукова

«Развиваем творческий потенциал детства: семья, жизнь — будущее» Н.Н. Гришина

«Одаренные дети: стратегия национальной безопасности России» С.А. Анисимова

Партнеры НОК