Доклад на XV Международном Конгрессе «Российская семья» на тему: «Семья и одаренные дети – вектор современного развития российского общества»


Г.И. Климантова, д. полит. н., профессор

Уважаемые коллеги!

Позвольте мне начать свое выступление со слов благодарности комиссиям Общественной палаты Российской Федерации, поддержавшим идею проведения Конгресса на актуальную для нашей страны тему. Благодарю также крупные общественные организации: Союз женщин России, Ассамблею народов России, Ассамблею столиц и крупных городов, которые выступили его соорганизаторами, ученых РГСУ и Институт социально-политических исследований Российской Академии наук. Расцениваю такое масштабное представительство в Конгрессе образовательных организаций и структур гражданского общества как свидетельство поддержки идей. Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 1 марта, где, наряду с глобальными проблемами развития страны, поставлена масштабная задача укрепления целостной системы поддержки, развития творческих способностей и талантов наших детей. Эта идея подтверждена в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития страны.

Подчеркну, что интеллектуальный и творческий потенциал одаренных детей в условиях глобализации рассматривается в качестве основного капитала российского общества. В связи с этим развитие полноценной национальной системы поиска, выявления, поддержки и развития одаренных детей и талантливой молодежи является одним из важных направлений государственной политики.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья, в которой складываются признание ценности и поддержка образования и совершенствования личности. Именно родители являются первооткрывателями одаренных детей. И, хотя мы часто недовольны телевизионными программами и СМИ, все же телепрограммы и «Лучше всех», «Синяя птица», «Голос. Дети» очень ярко демонстрируют нам роль семьи в выявлении детской одаренности.

В настоящее время значительно возросло государственное и общественное внимание к этой проблеме. Приняты государственные программы и документы, определяющие вектор работы по выявлению и развитию одаренных детей. Их перечень вы видите на экране. В России разработаны и реализуются программы Концепции федерального и регионального уровней общенациональной системы выявления и развития молодых талантов до 2020 года. Эти документы, содержащие формы и механизмы взаимодействия государства и общества, являются платформой для деятельности общественных организаций, дополняющих ее своими инновационными подходами.

В России зарегистрировано больше 150 тысяч социально ориентированных НКО, в том числе и занимающихся с одаренными детьми практически во всех отраслях, при ведущей роли образования.

Огромная роль в решении проблем поддержки детства принадлежит завершившейся Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 г., идеи которой логически продолжены в Программе 10-летия детства. Подчеркну — одно из важнейших направлений Десятилетия детства – тпоиск и поддержка талантливых детей.

С активным участием родительской общественности ведется модернизация российского образования, настроенного на воспитание личности, способной жить и работать в современных условиях. Безусловно самореализации одаренных детей помогут интерактивные формы образования, разработанные внедряющимся проектом «Наша новая школа». Например, в Москве реализуется проект «Московская электронная школа».

В систему загружены художественные произведения, лучшие учебники, 17 томов по истории науки и более 18 тыс. сценариев уроков. Завершились в конце апреля интеллектуальные «битвы «Scienee Skam School» научных исследований школьников 9-11 классов в области нанотехнологий, экологии, физики, генной инженерии. Они прошли в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске, Перми, Тольятти. Конечно, в подготовке участников этих научных состязаний самое активное участие приняли как общественные организации так и родители.

2018 год – год столетия дополнительного образования России. Заинтересованность семьи – важное звено в этой системе. Кстати, многие семьи считают дополнительное образование основным – так много оно дает для профессионального самоопределения ребенка. Объявлен приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». По нему с 2020 года всем детям России в возрасте от 5 до 18 лет планируется выдавать специальные именные сертификаты, гарантирующие некую сумму из бюджетных средств на оплату кружков и секций.

В стране сформирована и выстроена система конкурсных непредметных мероприятий таких как национальный чемпионат «Молодые профессионалы», Президентские спортивные игры и состязания и другие. Внимания общественных организаций заслуживает конкурс Министерства образования и науки Российской Федерации школьных проектов с привлечением регионов для его организации и проведения. Это позволит каждому ребенку предложить свой проект, свое изобретение, выявить наиболее одаренных детей. Здесь большое поле деятельности на основе межведомственного взаимодействия для НКО. Важную роль в работе по воспитанию подрастающего поколения, выявлению талантливой молодежи играют общественные организации, Российское движение школьников, созданное в соответствии с указом Президента Российской Федерации. А также Всероссийское педагогическое собрание.

Значительный опыт работы с талантливыми детьми накоплен федеральными детским и центрами «Орленок», «Океан», «Смена», «Артек», а также центром «Сириус», созданным на базе олимпийской инфраструктуры Сочи. Модель «Сириуса» настолько эффективна, что ее решено дублировать в субъектах Российской Федерации. С одаренными детьми работают мастера искусства. Например, известный музыкант Денис Мацуев, который возглавляет межрегиональный благотворительный фонд «Новые имена», поддерживающий одаренных детей музыкантов в регионах страны.

В марте текущего года Национальным общественным Комитетом «Российская семья» проведено тестирование более 2 тысяч родителей и их детей в 6 субъектах страны на предмет роли родителей в профессиональном самоопределении их детей в будущем, в том числе на профессии, требующие не только знаний, но и неординарного мышления. Мы получили очень интересные результаты: 54 % тестируемых школьников считают, что профессиональное самоопределение делает человека счастливым, они проявляют интерес к профессиям высокотехнологичного профиля, требующим фундаментальных базовых знаний и современных навыков. Родители же в основном поддерживают детей в выборе современных профессий, верят в их большие возможности. Если проанализировать работу по поддержке и развитию одаренных детей в России, то можно констатировать, что созданы условия для значительного продвижения в решении названных проблем, как того требуют современные жизненные реалии.

Наряду с государством в этом процессе значительная роль отводится структурам гражданского общества и, конечно, семьям.

На что нужно, на наш взгляд, обратить внимание родителей и общественных организаций по выявлению и работе с одаренными детьми?

Первое: часто родители не готовы к появлению в их семье одаренного ребенка. Он другой, он требует особого внимания и совершенно других психолого-педагогических подходов. Как отмечает исследователь Юркевич В.С. руководитель Городского ресурсного центра одаренности в Московском городском психолого-педагогическом университете, часто одаренные дети меньше, чем другие, поддаются обычным мерам воспитания. Они меняются, когда сами для себя формулируют цель и определяют способы достижения этой цели. Обычные методы воспитания (поощрения, наказания, разного рода тренинги) в их случае значительно менее эффективны, чем для обычных детей.

Социальная же мотивация у большинства одаренных детей носит формальный характер. Следовательно, актуальна проблема не только специальных образовательных стратегий, но и повышения компетентности родителей.

Нужно психолого-педагогическое сопровождение таких семей по специальным методикам и программам. Наше тестирование показало, что родители нуждаются в помощи по профессиональному самоопределению одаренных подростков. Нужен тесный контакт со школой, где было бы полное понимание ответственности за подготовку одаренных детей к будущему профессиональному творческому труду. Это сложная проблема как для родителей, так и для школы. Здесь не обойтись без заинтересованного участия НКО, их плодотворного взаимодействия. Пока же, например, Национальным общественным Комитетом «Российская семья» не налажены тесные деловые контакты с родительской ассоциацией и Всероссийским движением школьников. Это предстоит сделать незамедлительно. Думаю, это не единичный пример.

НОК «Российская семья» сейчас ведет федеральный социальный проект по трудовому воспитанию подрастающего поколения (в раздаточных пакетах есть материалы этого проекта). Социологическое исследование а затем и тестирование выявили, что работу по профессиональному самоопределению одаренных подростков необходимо строить не только как помощь в выборе будущей профессии, а как многостороннюю его подготовку к самостоятельному движению по профессиональному пути. Об этом говорили родители, и им нужна помощь в этом направлении. Ведь одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Конечно, решению данной проблемы во многом соответствуют Стратегии и программы, о которых я уже говорила, но подчеркну неизбежность повышения роли семьи, родителей в успехе. Сегодня школы для одаренных детей есть практически в каждом городе страны. Появляются совершенно новые подходы к данной тематике. Например, в Чувашии с 2018 года при поддержке семей реализуется проект «Наука в школу», следовательно, появляется возможность с привлечением ученых ввести в педагогическую практику специальные психолого-педагогические стратегии, рассчитанные не только на одаренных детей, но и их родителей.

В стране есть основанный на программном подходе интересный опыт взаимодействия органов управления, школы, семьи, общественных организаций в работе с одаренными детьми. Например, уникальный опыт в данном направлении средней общеобразовательной школы № 13 им. А.С. Пушкина г. Омска. Примеров можно привести достаточно.

Но все же надо констатировать, что на пути создания и развития эффективной общенациональной системы поддержки одаренных детей как и в любом инновационном направлении имеются проблемные зоны, которые можно условно разделить на 4 направления.

    Это:
  • Научно-методическое, необходимость теоретического обоснования всей системы работы с одаренными детьми, включая семейную политику технологического ее обеспечения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей одаренных детей.
  • Психолого-педагогическое. Пока недостаточно развитая система ранней диагностики и поддержки одарённостей. Лишь 5 процентов детского населения ярко проявляют себя как одарённые. Здесь велика роль семьи, родителей, и, конечно, общественных структур.
  • Организационное, — формирование общественного понимания необходимости проведения специальных работ с семьями, воспитывающими одаренных детей и конкретной реализацией мероприятий по их развитию; — обеспечением адресного межведомственного взаимодействия на всех уровнях. — создание системы управления процессом сопровождения семей с одаренными детьми, которая позволит далее одаренным полноценно самореализоваться в различных сферах деятельности страны.
  • Кадровые, Нужна адресная подготовка специалистов профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми. В воспитании одаренных детей большая ответственность лежит именно на специалистах – они должны влиять на повышение компетентности родителей.

НОК «Российская семья», другие структуры гражданского общества призваны помочь в обеспечении психологического сопровождения семьи на всех этапах развития одаренного ребенка. Здесь целый комплекс технологий. Отладить систему информирования родителей об особенностях, проблемах, интересах одаренного ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы и т.п.); обучение родителей способам взаимодействия с одаренным ребенком (тренинги детско-родительских отношений); индивидуальные консультации и беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.

Все эти технологии успешно применяются в социальной работе с семьями в трудной жизненной ситуации с ребенком-инвалидом, приемными родителями. Нужно, используя возможности общественных организаций работающих с семьей, НОК распространить этот бесценный опыт и на семьи, воспитывающие одаренного ребенка.

Наверное, нужен единый национальный реестр, свод банка данных именных стипендиатов, премий, грантов одарённым детям и молодёжи. Необходима поддержка общественными организациями идеи создания на базе сельских школ социокультурных центров.

Влияние общественных организаций на государственные и муниципальные структуры нужно усилить, чтобы создать условия одаренным детям независимо от того, где они живут, независимо от того, насколько материально обеспечены их родители могли развивать свои способности в самых разных областях. Здесь велика роль организующего и содержательного комплекса мер региональных программ.

Необходимо более активное участие НКО в разработке механизмов государственной и общественной поддержки одарённых детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и малообеспеченных семей. Может быть, стоит рассмотреть проблему привлечения к работе с семьями, воспитывающих одаренного ребенка, венчурных фондов? Затраты окупятся в долгосрочной перспективе, если их подопечный займет достойное место на рынке труда, не уедет за границу и останется жить и работать в России.


Уважаемые коллеги!

Я затронула только часть обозначенной проблемы. Мое сообщение дополнят выступления сегодня и завтра на 5 секциях. У нас в общей сложности выступят более 90 человек, будут приняты конкретные рекомендации Конгресса.

Спасибо за внимание!

Партнеры НОК