Тезисы выступления на II общенациональном родительском форуме 14 сентября 2019 г.


Г.И. Климантова, д. пол. н., профессор

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается необходимость обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций. Предлагается реализовывать трудовое воспитание и профессиональное самоопределение посредством:

  • воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
  • формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
  • развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
  • содействия профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
  • В решении проблем трудового воспитания важнейшая роль принадлежит семье. Семейное трудовое воспитание — неотъемлемая часть формирования личности. Эти проблемы были в центре внимания XIV Международного конгресса «Российская семья», проведенного НП «Национальный общественный комитет “Российская семья”» в г. Ставрополе (май 2017 г.). Конгресс был посвящен теме «Трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В работе Конгресса приняли участие более 600 человек из 40 субъектов России.

    В истории педагогической мысли семья всегда рассматривалась как основной источник приобщения ребенка к миру взрослых, как особый социальный институт, в котором ребенок познает азбуку жизни, овладевает опытом трудовой деятельности.

    Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог К.. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком-либо труде человек не только теряет физические силы, но и снижается его нравственность.

    А.С. Макаренко раскрыл основы трудового воспитания детей, показал его огромное общественное значение и воспитательное воздействие. Он подчеркивал, что в труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба и только на основе общего труда создается, развивается и крепнет настоящий коллектив.

    Наукой и практикой доказано, что трудолюбие не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Задача трудового воспитания детей в семье — приучить детей к труду независимо от пола и возраста, научить выполнять в семье посильную работу, привить им нужные навыки.

    Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится быстро и точно выполнять порученное дело. Воспитанный в труде, он, как правило, увереннее ориентируется в жизни и всегда находит способы преодолеть трудности на своем пути.

    Однако, родители не должны думать, что под трудом понимается только физический труд, мускульная работа. С развитием современного машинного производства человек постепенно становится участником больших, организованных механических процессов, от него всё больше требуются не только физические, но и умственные силы: распорядительность, внимание, расчет, изобретательность, находчивость. Другими словами, в своей семье родители должны стремиться воспитывать не ломовую рабочую силу, а интеллектуально, творчески мыслящих граждан.

    Отметим, что с середины ХХ века произошли существенные сдвиги в институте семьи, которые учеными описываются в основном как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, отказ от беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение абортов и внебрачных рождений.

    Часть родителей не могут позволить себе такую роскошь, как воспитание собственного ребенка. Они вынуждены идти на работу едва ребенку исполнится один год. Если не с кем оставить детей, то нанимают няню, сдают их в детский сад. Потом школа, улица. Приходя с работы вечером, родителям не до ребенка. Мамам нужно успеть выполнить все, накопившиеся за день домашние дела: стирка, готовка, уборка, глажка. Остается мизер времени на уроки с ребенком. В итоге ребенок воспитывается кем угодно, только не родителями. Дети вынуждены обращаться с вопросами к своим сверстникам, интернету, не всегда получая адекватный ответ.

    Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда наказывают трудом, не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных заданий и на длительное время).

    Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение. Отец и мать, которые растят белоручек, не приучают своих детей работать в домашнем хозяйстве («сами научатся, когда станут взрослыми»), – неправильно понимают любовь к ребенку.

    На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Необходимо при этом помнить, что принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца.

    Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев. Поручая детям ту или иную работу, нужно обязательно подумать, по силам ли она для них. А для того, чтобы порученное дело выполнялось сознательно, дети должны знать, зачем они это делают. Очень важно, чтобы ребенок видел результаты своего тру¬да, поэтому каждое поручение должно при¬водить к полезным, осязаемым результатам. Непосильная, а также нецелесообразная, бесполезная работа отрицательно влияет на детей.

    Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у детей дошкольного возраста сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то ей нельзя будет пользоваться.

    Создание привычек – важнейший результат правильного трудового воспитания детей. Для этого полезно установить, начиная с дошкольного возраста, обязанности детей. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или застилать утром свою постель, они будут делать это без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал: «…но воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать еще ему и привычку к труду».

    Никто не должен, например, убирать игрушки – нужно приучить детей самих это делать; необходимо научить их правильно одеваться и раздеваться, правильно укладывать свои вещи на место, специально отведенное для этого.

    «Каждой вещи – свое место» – это должно стать правилом. Но выполнения его нужно требовать не только от детей – оно в одинаковой степени касается всех без исключения членов семьи. Как и во всем, в трудовом воспитании детей важнейшее значение имеет пример взрослых. Правильно делают те родители, которые вместо надоедливых по¬учений на личном примере приучают детей к порядку, уважению к чужому труду, любви к работе, прививают им прочные трудовые навыки.

    Ошибку делают те родители, которые, заставляя девочек с раннего возраста убирать постель, мыть посуду, подметать в комнате, готовить обед и пр., при этом освобождают мальчиков от домашних работ, считая, что это – женское дело. В результате мальчики начинают с пренебрежением относиться к домашней работе. Свободное время они проводят на улице и избегают всего, что касается работы по дому.

    Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен – необходимо поблагодарить ребенка, похвалить, оценить его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, т.е. происходит осознание важности трудовой деятельности. Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у детей организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

    Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. В этом плане трудно переоценить такой фактор, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности. Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов, важнейший – глубоко эмоциональный, доверительный характер отношений, основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благоприятная атмосфера для развития у ребенка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений.

    Однако, мы все понимаем, что реальная жизнь становится сегодня все суровее. Напряженные и сложные проблемы, которые испытывает наше общество, порождают в некоторых семьях неблагополучие, грубость, нервозность, пьянство. Особенно пагубное влияние оказывают на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи.

    Становится страшно, когда дети повседневно являются свидетелями нечестности взрослых, их стяжательства, заботы лишь о своей, личной выгоде, подчас за счет общества. Тогда с раннего детства у ребенка начинается раздвоение личности: в детском саду, в школе он получает одни установки, в том числе и связанные с отношением к труду, а в семье иные, иногда прямо противоположные.

    В результате чаще всего в отношении ребенка к трудовой деятельности начинает доминировать потребительское отношение. Ребенок начинает привыкать к тому, что ему и так дадут все, что он захочет, зачем для этого напрягаться. Ослабление роли семьи, удаленность родителей от детей, занятых зарабатыванием денег, карьерой, собой, неравные «стартовые» возможности среди вступающих в жизнь молодых людей и разрушающее влияние СМИ, рекламы приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду.

    Уже с детского возраста подростки, не имея четких нравственных ориентиров, мечтают о легких заработках, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. В части общества, в СМИ произошла смена кумиров – раньше были герои производства (в широком смысле слова), сегодня – герои потребления. В свое время К.Д. Ушинский справедливо заметил: «если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу, и перед ним открываются две другие, обе гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь….» . Эти слова в наше время звучат как никогда актуально.

    Воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться, прежде всего, на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Они необходимы всем людям независимо от возраста и в первую очередь дошкольникам, чей жизненный опыт невелик, а впечатлительность, эмоциональность, внушаемость высоки.

    Структура семьи в определенной степени влияет на воспитание детей, их подготовку к трудовой деятельности . Некоторые семейные структуры усложняют процесс воспитания. Например, в семье многопоколенной с одним ребенком нередко возникают затруднения в воспитании у него коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности. Ребенку не с кем себя сравнивать, и его нередко балуют, потакают его капризам, оберегают от труда. На такого дошкольника благотворно влияет детский сад, особенно если между родителями и воспитателями устанавливается согласие в том, что касается необходимости и способов трудового воспитания.

    В семьях с двумя и более детьми, особенно в многодетных, есть объективные условия для правильного воспитания. Разновозрастный состав детей позволяет родителям лучше организовать их труд, сделать его более разнообразным. В таких семьях старших и младших объединяют для выполнения поручений и обязанностей, учитывая индивидуальные интересы детей и возрастные особенности. Родители имеют возможность проконтролировать выполнение работы, поручив это старшим детям, а также систематически организовывать коллективный семейный труд. Ребенок 5-6 лет в этих семьях может оказаться в роли младшего, который трудится вместе со старшим братом или сестрой, а может и сам быть «руководителем» маленького, это развивает в нем чувство ответственности, стремление самому лучше работать и т. п. Конечно, далеко не во всякой многодетной семье трудовое воспитание дает хорошие результаты, важно, чтобы родители были авторитетом, образцом для подражания и умели организовать трудовую деятельность своих детей.

    В многопоколенной семье большую роль в трудовом воспитании играют бабушки и дедушки, как работающие на производстве, так и пенсионеры. Выполняя значительную часть домашней работы, они приобщают к ней внуков, развивают любовь к труду. Их воспитание подчас бывает более эффективным, так как бабушки и дедушки, беззаветно любящие внуков, мудрее, терпеливее, опытнее молодых родителей. К сожалению, иногда любовь представителей старшего поколения к внукам оборачивается негативной стороной: жалея детей, бабушки и дедушки оберегают их от труда, сами выполняют обязанности внуков.

    Естественно, что в полной семье для трудового воспитания условия более благоприятные, чем в неполной. Но решающим фактором воспитания у детей трудолюбия является не структура семьи, а нравственная позиция взрослых, прежде всего родителей, их личные и общественные интересы, убеждения и потребности, их педагогическая культура – весь уклад, основанный на взаимной любви и уважении всех членов семьи.

    Многочисленные исследования показывают, что отношение ребенка к труду в любом возрастном периоде определяется стилем, содержанием и направленностью семейной жизни, а также единством педагогических действий дошкольной образовательной организации, школы, семьи и других социальных институтов. Слабая действенность указанных факторов или их отсутствие не только не способствуют формированию нравственного отношения к труду, но и вызывает отрицательное отношение.

    См. Лотова И.П. Роль семьи в трудовом воспитании детей. Методические рекомендации для родителей по трудовому воспитанию детей и подростков. Под ред. Г.И. Климантовой. М, Квант Медиа, 2017 г. С. 7.

    Партнеры НОК