Опыт работы ОО «Центра студенческой семьи «Нажежда» в г. Якутске в решении актуальных проблем


Иванова Варвара Егоровна, магистрантка 1 курса гр. М-СТ-18, кафедры возрастной и педагогической психологии, Педагогического института, Северо-Восточного Федерального Университета имени М.К.Аммосова, г. Якутск, id3681429varya@mail.ru Прокопьева Мария Михайловна, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии ПИ СВФУ имени М.К.Аммосова, г. Якутск, prokmary@mail.ru

Аннотация. В статье мы рассматриваем решении актуальных проблем студенческой семьи, предлагаем решить ее с помощью ОО Центра студенческой семьи «Надежда» в г.Якутске. Показали опыт работы данного центра.

Ключевые слова. Актуальные проблемы студенческой семьи, студенческая семья, опыт работы ОО Центра студенческой семьи «Надежда» в г.Якутск.

Проблема. Многие молодые люди не думают о том, что нужно готовиться к семейной жизни, сознательно подходить к добрачным отношениям. Они встречаются, общаются, заключают отношения брачными узами, не задумываясь об ответственности семейной жизни. Поэтому такие браки могут иметь весьма печальные последствия, долго не проживая совместную жизнь разводятся. Но те, кто смогли избежать этой печальной участи, происходит снижение их общего социального потенциала. Сегодня суммарного коэффициента рождаемости в семье недостаточно даже для простого воспроизводства населения. Не справляется семья и с такой важнейшей своей социальной функцией, как воспитание и социализация детей.

Актуальность. Вступающие в брак молодые люди, сочетающие семейный образ жизни с учебой в высшем учебном заведении, считаются студенческой семьей. Как считает М.М. Прокопьева [2, 3], для педагогов высшего профессионального образования, кроме передачи специальных профессиональных знаний и умений, актуальной социальной психолого-педагогической проблемой становится подготовка молодежи к браку и семейной жизни, предупреждение и коррекция семейной дезорганизации, которая связана с изменениями условий жизни населения. Произошло расслоение общества по уровню и образу жизни, наблюдается ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социальной напряженности, духовно-нравственный кризис среди молодежи, утрата семейных традиций, дезорганизация семьи и т. д., что в целом ослабляет жизненные ресурсы как отдельной личности, так и семьи.

К этому следует добавить, что на каждом временном этапе в брак вступают все новые когорты юношей и девушек, отличающихся от своих предшественников по социально-профессиональному статусу, уровню социальной зрелости, поведенческим нормам и установкам, придающим брачно-семейным отношениям дополнительную сложность [4, с.36].

На наш взгляд, проблемами студенческой семьи являются следующие моменты и факторы [1, с.12]: во-первых, неподготовленность молодежи к браку. Подготовка к семейной жизни должна начинаться в семье, в школах и в других образовательных учреждениях и должна включать в себя общесоциальный, этический, психологический, правовой, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический и хозяйственно-экономический аспекты.

Во-вторых, сейчас подавляющее большинство браков заключаются по любви. Хотя, конечно, с каждым годом, по сравнению с 2000-ми годами, растет число гражданских браков. Как показывает эволюция брака и семьи, долго и упорно боролись за это люди — ведь без взаимной любви нет и не может быть личного счастья. И ничто не скрепляет супружество прочнее, чем взаимная любовь, а это самое главное условие прочности семьи.

В-третьих, почти во всех странах мира брак считается регулируемой обществом формой отношений между мужчиной и женщиной. Вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. У нас это делается согласно ст. 40 Кодекса о семье и браке РФ.

В-четвертых, само собой разумеется, что студенческая семья переживает трудности в материальном и жилищном обеспечении семьи. Например, стипендия плюс пособие по уходу за ребенком и другие незначительные выплаты не могут восполнить совокупный доход студенческой семьи. Поэтому многие студенческие семьи вынуждены подрабатывать, чтобы содержать семью, что негативно отражается на качестве учебы. Если бы не помощь со стороны родителей, действительно, для студента иметь семью и ребенка — большая роскошь по нынешним временам.

В-пятых, статистика показывает, что в студенческой среде, как и в целом в обществе, возрастает число материнских семей, каждый 37 ребенок рождается вне брака, которые, в свою очередь тоже нуждаются в морально-психологической и материальной поддержке.

Методика. Опыт нашей практика ориентированной деятельности ОО Центром студенческой семьи «Надежда» в г.Якутске, для улучшения качество жизни современных студенческих семьей, их духовно-нравственному укреплению, проводили многоплановые работы. Таких как, проведение круглых столов для студенческих семей «Роль традиционных ценностей в воспитании базовых основ ЗОЖ и развитии ребенка» в рамках Всероссийской декады университетов России «Верны традициям, открыты инновациям», Республиканский конкурс на лучшую настольно-печатную семейную игру «Здоровая семья – здоровое общество» совместно с «Саха-игра», семинары по линии СЖО, ЯРО НОК «Российская семья» в рамках декады «Союза женских организаций» «10-летие «Күбэйэ» для активистов ТЗОЖ, активных студентов.

Также с 2017 г. проводится Всероссийская НПК с международным участием «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации», осуществляется волонтерская помощь в Детском Доме «Берегиня», круглые столы по актуальным проблемам студенческих семей», Республиканский конкурс «Студенческая семья». Также проводится подиумная дискуссия по актуальным проблемам студенческих семей. Внедряется проект «АНТИДОТ — программа воспитания антинаркотической устойчивости детей и подростков», за год проведено фактически 75 лекций в форме семинаров, кураторских и классных часов для школьников и студенческой молодежи в сфере антинаркотического воспитания и трезвого образа жизни, изданы методические рекомендации по социально-значимым направлениям работы, налажены связи с молодежными лидерами ТЗОЖ и других регионах Российской Федерации, составлены проекты и поданы заявки для участия в конкурсах грантов в Российской Федерации (3 проекта).

Благодаря проведением выше перечисленных мероприятий считаем, что молодые люди будут более подготовлены к созданию семью, дали возможность укрепить свою семью с полученными знаниями, надеемся на то, что молодежь будет уверенно вступать в супружеские отношения.

Список литературы:
  • 1. Назарова И. Б., Зеленская М. П. Репродуктивные установки студенческой молодежи: ценностный аспект (обзор эмпирических исследований) //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2017. –Т.17.–№. 4.
  • 2. Прокопьева М. М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи //М.: МПСИ. – 2007.
  • 3. Хайруллин А. А. СОВРЕМЕННАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ //NovaInfo. Ru. – 2016. – Т. – №. 44. – С. 327-332.
  • 4. Хомподоева М. В., Прокопьева М. М., Неустроева Е. А. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ //ББК 88.8 А43. – 2016. – С. 76.

Партнеры НОК