Самозанятость и трудовое воспитание: проблемы и противоречия


Самозанятость населения в России: есть проблемы?!

Самозанятыми называются граждане, которые в состоянии самостоятельно обеспечивать себя трудовой деятельностью и отвечать за своевременную уплату страховых и пенсионных взносов. Самозанятое население – это индивидуальные предприниматели, граждане, зарабатывающие продуктами подсобного хозяйства, нотариусы и адвокаты. При этом не используют наёмный труд.

21 сентября 2016 года на заседании Совета по стратегическому развитию Президент России Владимир Путин сделал заявление, что самозанятых граждан на два года нужно освободить от уплаты налогов и обязательных взносов.

«Мы неоднократно говорили о необходимости на определенный период, скажем, года на два, освободить самозанятых вообще от уплаты налогов и обязательных взносов с тем, чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы, и чтобы это не было для них обременительно», — сказал Президент.

Путин отметил, что недопустимы любые попытки признания самозанятых граждан незаконными предпринимателями и в законодательство возможно должны быть внесены необходимые поправки, гарантирующие их статус.

Однако кто такие самозанятые граждане, нарушают ли они закон или являются легальными бизнесменами, какие виды деятельности для них существуют в нашей стране, пока остаётся неясным.

• Министерство финансов после выступления Президента зафиксировало в «Основных направлениях налоговой политики» срок освобождения от уплаты налогов самозанятого населения два года, при этом ограничив дату — 31 декабря 2018 года.

• 27 января 2017 года председатели комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам и по госстроительству и законодательству Андрей Макаров и Павел Крашенинников внесли на рассмотрение Госдумы проект закона, которым самозанятые граждане освобождаются от обязательной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Информация об этом размещена в электронной базе данных Государственной Думы.

• В законе предусмотрено, что все граждане, осуществляющие деятельность, приносящую доход, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, должны будут добровольно уведомить свой территориальный орган ФНС об этом и встать на учёт. После этого они получат полное освобождение от уплаты налогов от этой деятельности на 2 года.

• С юридической точки зрения, такое понятие, как самозанятость, относится только к тем предпринимателям, которые зарегистрированы и платят страховые и взносы и налоги, но при этом трудятся в одиночку — без наёмных работников. А деятельность нелегальных торговцев, нянь и парикмахеров можно классифицировать как незаконное предпринимательство.

• Самозанятые граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателям и не работающие на основе патента, — это категория людей, которые пока никак не взаимодействуют с государством. В законопроекте предлагается освободить таких людей от налогов на два года и исключить возможность признания их бизнеса нелегальным и противозаконным. При условии, что они зарегистрируют свою деятельность официально: начнут работать на основе патента или как ИП.

Список видов деятельности самозанятых граждан на 2017 год

В России около 16 миллионов человек, не являющихся по факту безработными, но при этом не регистрирующих бизнес, говорилось на заседании Совета по стратегическому развитию. Перечень самозанятых граждан широк:

репетиторы;
няни;
парикмахеры и мастера маникюра, принимающие на дому;
швеи, работающие дома;
торговцы плодами, ягодами и фруктами, выращенными или собранными лично;
водители;
фотографы;
журналисты;
копирайтеры;
мастера по ремонту бытовой и компьютерной техники, выезжающие на дом; мастера по ремонту ювелирных украшений;
граждане, сдающие в аренду недвижимость.

Перечень видов деятельности людей, которые сами себя обеспечивают, официально нигде не закреплён. При этом побудить их легализовать свой бизнес государство пытается уже не впервые.

• Самозанятых граждан ставят в статус предпринимателей, но не индивидуальных, а работающих на основе патента. Пока это только законопроект, не прошедший все стадии обсуждения. Патентная система, согласно статье 346.43 НК РФ, применяется сегодня только к индивидуальным предпринимателям. Есть официальный список из 47 видов деятельности, которыми могут заниматься ИП на основе патента. Подобного общего перечня видов деятельности для самозанятых предпринимателей (не ИП) не существует, его установят региональные власти.

•       Минфин сначала предлагал сократить список услуг, которые оказывают самозанятые на основе патента, до трех позиций. Патент для самозанятых граждан РФ 2016 предполагал поначалу только труд репетиторов; домашних работниц; мастеров ремонта помещений. Однако после критики со стороны бизнеса появилось предложение расширить этот перечень до 36 пунктов.

•       Стоимость патента для этой категории работников Минфин предлагает установить в пределах 20 тысяч рублей, из которых 9 тысяч будут распределены между внебюджетными фондами. При этом в городах-миллионниках региональные власти могут увеличить стоимость патента на коэффициент 1,5.

• Согласно действующему законодательству, осуществлять предпринимательскую деятельность могут только лица, которые зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке. То есть и репетитор, и продавец цветов на улице, и частный извозчик при наличии других признаков предпринимательской деятельности (самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли) обязаны регистрироваться в качестве предпринимателя. Если такая деятельность не зарегистрирована должным образом либо осуществляется без обязательной лицензии, может последовать уголовное наказание по статье 171 УК РФ «Незаконная предпринимательская деятельность».

Законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский кодекс, позволяющие гражданам осуществлять отдельные виды приносящей доход деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, указанные лица получат возможность трудиться на законных основаниях без необходимости несения обременительных обязанностей, установленных для индивидуальных предпринимателей, сообщил Крашенинников.
По словам главы Комитета Государственной Думы по законодательству П.В. Крашенинникова, принятие законопроекта устранит барьеры, существующие сегодня для миллионов самозанятых граждан нашей страны, позволит сделать их деятельность законной без необходимости сбора и подачи излишних документов и не считать себя нарушителем или преступником.
Принятие законопроекта позволит снизить уровень неформальной занятости экономически активного населения и станет правовой основой для выполнения поручения Президента «исключить любые возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством».
При этом необходимо понимать, что самозанятые обязаны будут подавать декларацию 3 НДФЛ, что упростит им жизнь, поскольку при ИП отчётность больше.

•          Глава Счётной палаты Татьяна Голикова в июле 2016 года заявила, что сокращение теневой занятости хотя бы на 50% даст бюджету дополнительные доходы в размере 40 млрд. рублей. «Если соотнести вот этот сектор неформальной занятости, в котором в основном торговля, сельское хозяйство, транспорт, строительство, то структура перешедших на патентную систему совпадает. В этом смысле у нас есть перспектива к тому, чтобы все-таки людей выводить (из теневого сектора). По экспертным оценкам, это может дать порядка 40 млрд. рублей дополнительных доходов, даже если половина

людей выйдет из этой сферы неформальной занятости», — говорила Голикова.

Государство и самозанятость

• Если человек стоит на учёте в службе занятости, но не может найти для себя работу, которую считает достойной, служба может предложить ему воспользоваться программой самозанятости. Если говорить упрощённо, государство дает гражданину деньги (субсидия на открытие малого бизнеса), с помощью которых он мог бы создать для себя — а возможно, и для других — рабочее место. Естественно, субсидии достаются не всем -для получения денег необходимо составить бизнес- план, который представители государственных органов нашли бы перспективным.

• Субсидия дается лишь раз, поэтому в интересах гражданина использовать её максимально эффективно. Более того, нецелевое использование денег приводит к прекращению предпринимательской деятельности и необходимости вернуть всю сумму государству.

• Ранее размер субсидии по закону о самозанятости не мог превышать общую сумму пособий по безработице за год. Несложно посчитать, что получается около 58 тысяч (4900 х 12 месяцев). Открыть какой-либо бизнес на такие деньги — невозможно. Именно поэтому программа самозанятости населения, действовавшая уже достаточно долго, не пользовалась особой популярностью -деятельные граждане оказывались способными организовать собственное дело и без мелкой «подачки» со стороны государства, которая к тому же обязывала их отчитаться о целесообразности трат (58 тыс. рублей — это средняя месячная зарплата менеджера среднего звена по России).

• Программа самозанятости населения в 2016 году позволяет потенциальным предпринимателям рассчитывать на выплату большего размера — до 300 тыс. рублей, однако, необходимо, чтобы безработный соответствовал хотя бы одному из следующих критериев:

—    Был моложе 30 лет.

—    Недавно закончил институт (то есть являлся дипломированным специалистом).

—    Являлся одиноким родителем.

—    Имел инвалидность, которая бы не ограничивала работоспособность.

• Но при этом и бюрократии становится больше: помимо бизнес-плана предприниматель должен передать на экспертизу смету затрат (стандартную и укрупнённую), подтверждение цен, фигурирующих в бизнес-плане. Кроме того, закон о самозанятости 2016 предусматривает возможность выездных проверок, поэтому предприниматель всегда должен быть готов к визиту «ревизора».

• Патентом самозанятости в 2016 году назывался документ, который легализует индивидуальную трудовую деятельность без открытия ИП. Стоит пояснить, что текущее налоговое законодательство не делает различия между гражданами, готовыми развивать свой бизнес и вкладывать для этого собственные средства, и теми, кто получает регулярный мелкий доход, позволяющий только прокормиться — это, например, няни, репетиторы. С точки зрения закона граждане обеих категорий — предприниматели, а граждане второй — ещё и нарушители, потому что не платят налог со своего дохода.

• Гражданам второй категории с 2016 года как раз и понадобится патент самозанятости — обладание этим документом позволит гражданам легализовать доход, регулярно пополнять Пенсионный фонд (а, следовательно, рассчитывать на пенсию) и не бояться государственных репрессий. Разумеется, это не бесплатно — за патент придется платить по 1 тыс. рублей в месяц, но, видимо, государство решило: это лучше, чем ничего.

Практика выдачи патентов самозанятости делает первые шаги. Это инициатива, которую высказало Минэкономразвития страны. На такой шаг государство подтолкнула «ужасная» статистика, которая утверждает, что 20 млн. работоспособных россиян, судя по отсутствию налоговых выплат, не занимаются ничем.
При этом приходить к решению нужно: введение патентной системы для самозанятых граждан прописано в пункте 29 «Антикризисного плана» Правительства РФ (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р).

Кто может быть участником программы самозанятости населения

• Рассчитывать на участие в программе самозанятости населения могут следующие граждане России:

— Совершеннолетние.

— Лица, получившие официальный статус безработных, состоящие на учёте в службе занятости.

— Граждане, оформившие статус безработного от 1 месяца и больше, если в связи с отсутствием нужной вакансии они до сих пор не трудоустроены.

— Категории населения, которые не могут претендовать на финансовую поддержку:

беременные, числящиеся в декретном отпуске;
лица, которым ещё не исполнилось 18 лет;
пенсионеры;
студенты, обучающиеся на дневной форме;
граждане, которые трудятся согласно трудового соглашения;
физлица, уже зарегистрированные в качестве руководства предприятия;
военнослужащие;
если гражданин уволен с прежнего места работы для дальнейшего пребывания в тюремном заключении;
люди, написавшие отказ относительно 2 и более предложений по свободным вакансиям на протяжении 10 дней после оформления в службе занятости;
безработные, не являющиеся на собеседования по заявкам и консультационные приемы с сотрудниками биржи труда.

Самозанятость в России: от мечты к практике

• Половина российских женщин готовы бросить работу по найму ради создания собственного бизнеса. Это показал индекс предпринимательской активности женщин — WBI (Women Business Index), подготовленный «ОПОРОЙ России» совместно с Агентством стратегических инициатив.

• В 2016 году 84% женщин выразили готовность открыть свой бизнес, отметила председатель комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРЫ России» Н.Черкасова: «К созданию собственного дела их мотивируют, прежде всего, возможность увеличения объёмов дохода, стремление к самореализации, развитию и продвижению своих идей, возможность совмещения материнства и бизнеса. Потенциал развития женского предпринимательства остаётся высоким, но растущий тренд по вовлечению женщин в бизнес нуждается в поддержке».

• Индивидуальные предприниматели, все лица, занимающиеся частной практикой и т.п., с 01.01.2013 должны уплачивать страховые взносы в ПФР (26%) и ФОМС (5%), в зависимости от МРОТ (с 1 января 2016 года составлял 6 204 рубля). В реальном исчислении это 19 356 + 3 796 = 23 152 рубля.

• Главными стимулами к предпринимательской деятельности служат перспектива получения большего дохода, чем от работы по найму» (53 %) и «самореализация» (49 %). Основные барьеры к созданию собственного бизнеса тоже не удивляют. Это недостаток финансовых ресурсов (65 %) и образования в сфере ведения предпринимательской деятельности (48 %).

• По разным оценкам, доля женского предпринимательства в России колеблется от 27 до 37 процентов. При этом каждый третий женский проект социально ориентирован. «В зоне интересов женщин-предпринимателей находятся такие сферы, как образование, медицина, помощь слабозащищённым слоям населения, спорт и здоровый образ жизни. И даже те женщины, бизнес которых напрямую не связан с общественно- значимой деятельностью, стремятся вести его, опираясь на принципы социальной ответственности», — комментирует результаты исследования Светлана Чупшева, директор направления «Социальные проекты» АСИ (Агентства стратегических инициатив).

•       Сейчас на рынке больше половины компаний, созданных женщинами, работает в сфере услуг — 58 %, 28% — в торговле, 14% — в отраслях производства. При этом треть женских предприятий ориентирована на экспорт. Четверть опрошенных реализуют свою продукцию в других регионах России, некоторые даже на международном рынке.

•       В числе наиболее актуальных направлений поддержки женского предпринимательства эксперты выделяют обеспечение возможности доступа к финансированию, расширение рынков сбыта продукции, создание доступных образовательных программ.

•       Бизнес-леди в России составляют почти половину занятых в экономике. Среди руководителей организаций доля женщин составляет 43 процента. По словам Н. Черкасовой, Россия уже является лидером в мировом рейтинге стран по доле женщин-руководителей, но занимает лишь 56-е место в мире по уровню вовлечения женщин в предпринимательство.

•      Для того чтобы увеличить эти цифры, необходимо законодательно закрепить поддержку инициативных, решительных и практичных женщин, оказывая им содействие в образовательной и финансовой деятельности. Об этом сообщила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече с женщинами- предпринимателями.

• По результатам исследования Всемирного

экономического форума, Россия второй год подряд занимает 75-е место в общем рейтинге гендерного равенства. Всего в таблице 144 государства, первые три строчки занимают Исландия, Финляндия и Норвегия. Россия находится на 41-м месте по равенству женщин и мужчин в экономической жизни, на 45-м — по доступу к образованию, на 40-м по возможностям в сфере здравоохранения. Однако в графе «обладание политической властью» ВЭФ поставил Россию только на 129-е место.

Рынок труда и самозанятость

• На рынке труда растёт доля самозанятых, люди покидают насиженные офисы и уходят на «вольные хлеба». Часто доходы «мужа на час» или уборщицы, продвигающих свои услуги через Интернет, на порядок выше, чем у дипломированного специалиста, «просиживающего штаны в кабинете».

• По данным исследования, подготовленного экспертами РАНХиГС, Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), YouDo.com, Google, ePayments, валовый объём заказов на услуги в Рунете уже составляет 800-900 млрд., а потенциальный рынок оценивается в 10 трлн. рублей. По прогнозам аналитиков, число самозанятого населения будет неизбежно расти, поскольку возникающие онлайн-сервисы создают новую реальность для участников рынка труда и дают им такие возможности, о которых раньше они не могли даже мечтать — больший доход, независимость от начальства, свободное время, мобильность.

• По данным компании ePayments, количество веб-мастеров и фрилансеров, зарабатывающих в Интернете, в 2014-2016 гг. увеличилось в 3,3 раза. На YouDo.com объём спроса на услуги весной 2016 года составлял 279 миллионов рублей, а осенью уже 1,023 миллиарда. Суммарная стоимость размещённых через платформу услуг выросла на 700 процентов. По прогнозам, в 2017 году она увеличится ещё в три раза — до 7,5 миллиарда рублей.

• Развитие рынка самозанятости подстегнул рост популярности онлайн-бирж услуг и микропредпринимательство. «Самозанятость является ступенью к полноценному предпринимательству, предусматривающему, в частности, юридическое оформление предприятия и наём работников», — уверен основатель компании YouDo.com Алексей Гидирим. «Поэтому легализация самозанятых граждан даст дополнительный вклад в экономику Рунета и усилит её влияние на связанные и зависимые рынки, которое уже сегодня оценивается в 19 процентов от ВВП России», — считает директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

• Даже с ростом экономики существенного увеличения численности занятых в формальном секторе не произошло, — отмечается в Докладе Мирового Банка по России (2016). Быстрый рост выпуска до кризиса сопровождался низкими темпами создания рабочих мест в компаниях и разрастанием масштабов неформальной занятости. Перетекание рабочих мест из формального в неформальный сектор продолжилось и после кризиса; при этом с 2009 года количество ликвидируемых рабочих мест в формальном секторе превышало число ежегодно создаваемых рабочих мест.

• Рост занятости в неформальном секторе наблюдается на всей территории России. Хотя оценки объёма неформального сектора расходятся в зависимости от используемой методологии, исходя из определения, согласно которому лица, работающие по найму на фирмах, в домохозяйствах и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица считаются занятыми неформально, в 2015 году на неформальный сектор пришлось чуть больше пятой части общего числа рабочих мест (расчёты Росстата на основе данных обследования рабочей силы).

• Чаще неформальная занятость при наличии работы, предусматривающей заработную плату, наблюдается среди молодых людей с невысоким уровнем образования; для мужчин среднего возраста с высшим образованием более характерна неформальная самозанятость. Помимо работы исключительно в неформальном секторе существует вариант, при котором многие из занятых в формальном секторе показывают лишь часть своей заработной платы, и, следовательно, недоплачивают взносы в систему социального страхования; согласно одной из оценок, доля таких неформально занятых составляет около 20% от общего числа работников фирм и порядка 50% от числа самозанятых в формальном секторе.

• Больше всего формальных рабочих мест было потеряно в торгуемых секторах (обрабатывающий сектор и сельское хозяйство), а неформальные рабочие места создавались в торговле, строительстве и на транспорте. Эти сектора традиционно менее жёстко регулируются и в большей степени опираются на микропредприятия и самозанятость. Уход в неформальный сектор — часть более общего явления, а именно перераспределения рабочей силы в сектор услуг и в отрасли, производящие неторгуемые товары и услуги.

Правительство заново проработает статус самозанятых граждан:

26 января 2017 года в Минюсте прошло межведомственное совещание по определению статуса самозанятых.
Позиция ведомства по этому вопросу пока формируется.
СМИ отмечает, что проработанные предложения заключаются в том, чтобы «регистрировать самозанятых как особый вид индивидуальных предпринимателей, с упрощённым способом оформления документов, единым налоговым платежом наподобие патента и широким списком видов деятельности».
Руководитель ТПП Сергей Катырин, в свою очередь, считает, что легализация самозанятых при сохранении общих ставок и страховых взносов «вызывает сомнения».

Некоторые выводы:

1. С большой долей вероятности можно утверждать, что с 2017 года в России будет определён правовой статус самозанятого населения.

2. В настоящее время (до 2018 года) самозанятое население имеет налоговые льготы и освобождения.

3. Масштаб самозанятости населения в России весьма значителен — от 16 млн. человек. Даже с ростом экономики существенного увеличения численности занятых в формальном секторе не произошло. Быстрый рост выпуска до кризиса сопровождался низкими темпами создания рабочих мест в компаниях и разрастанием масштабов неформальной занятости.

4. Перетекание рабочих мест из формального в неформальный сектор продолжилось и после кризиса; при этом с 2009 года количество ликвидируемых рабочих мест в формальном секторе превышало число ежегодно создаваемых рабочих мест. Рост занятости в неформальном секторе наблюдается на всей территории России.

5. Важнейшая задача российских властей и гражданского общества — «вывести из тени» 30-40 млн. человек, включая 16 млн. самозанятых.

6. Решение данной задачи, возможно, позволит пополнить российский бюджет на 40 млрд. рублей.

7. По мнению Мирового Банка, главными факторами, способствовавшими росту неформальной занятости, являлись деловой климат и институциональная среда. Нет убедительных доказательств того, что заработки в неформальном секторе ниже, чем в формальном. Установлено, что работники, занятые в неформальном секторе, получают зарплату, сравнимую с зарплатой работников формального сектора, располагающих более значительным человеческим капиталом, либо превышающую её. Однако первые работают без договора; следовательно, они менее защищены и могут быть более уязвимы. Интересно отметить, что в неформальном секторе сильнее выражено неравенство по зарплатам. Для более точного установления различий между зарплатами в формальном и неформальном секторах требуется провести более детальное исследование по секторам.

8. Установлено, что минимальный уровень оплаты труда не оказывает сильного воздействия на рост неформальной занятости. Анализ показывает, что основными факторами, способствующими росту неформальной занятости, не являлись жестко действующие институты рынка труда: минимальная заработная плата установлена на уровне, который вряд ли можно назвать ограничительным для большинства фирм; кроме того, обеспечение исполнения нормативных положений о защите занятости неэффективно. Возможно, свою лепту в рост неформальной занятости внесли низкие пособия по безработице: потерявшие работу в формальном секторе лица не могли себе позволить оставаться без работы в течение длительного времени и в связи с этим соглашались на работу в неформальном секторе, которая не обеспечивала каких-либо гарантий.

9. Рост неформальной занятости в течение последнего десятилетия улучшил перспективы трудоустройства для работников, относящихся к нижней части распределения доходов, но в то же время повысил уровень уязвимости всей экономики страны и, возможно, негативно сказался на производительности.

10. Присутствие масштабной и растущей практики трудоустройства в неформальном секторе может свидетельствовать о слабом доверии между гражданами и государством, а также о накоплении системных недостатков, среди которых — неполное или избирательное исполнение официальных нормативных требований, освобождение от взносов в систему социального страхования и размывание налогооблагаемой базы с потенциально негативными последствиями для системы предоставления социальных услуг и устойчивости системы социального страхования.

Глотов С.А., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Международного юридического института

Партнеры НОК